Праздник Рождества Христова

Событие, изменившее судьбы человечества, случилось в Вифлееме во время царствования над Иудеями идумеянина Ирода, когда оскудели у евреев князья от колена Иудина. По указу римского императора Августа была назначена перепись населения по всей империи. Все должны были отмечаться по месту своего рождения. Дева Мария, проживавшая в Назарете, в доме Иосифа, вместе с самим Обручником также собрались в путь, так как оба они были из рода Давидова, обитавшего в Вифлееме. Пречистая ожидала появления на свет Младенца. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства - родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, - с удивлением воспевает Святая Церковь, - Небо - вертеп; Престол Херувимский - Деву; ясли - вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2). Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого - преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну». «Сын Божий и Отчее Слово сошел с неба к неблагодарным, тленным, омраченным страстями и грешным людям. Он воплотился от Духа Святого и Марии Девы, принял душу и тело благоволением Отца и Духа во чреве Девы, отсек от принятой природы страсти и облагоухал ее миром Божественного Существа. Пройдя врата Богоматерного девства Своей волей и силой без умаления их девственности. Он неслитным восприятием безгрешной человеческой природы соединился со всем недугующим человечеством». «Единородное Слово соединилось со Своим созданием по воле Отца и сделалось плотью, (Оно) и есть именно Иисус Христос Господь наш, который и пострадал за нас и воскрес ради нас и опять имеет придти во славе Отца, чтобы воскресить всякую плоть и явить всем спасение… Итак, один Бог Отец, и один Христос Иисус Господь наш — во всем же Он есть и человек, создание Божие; поэтому и человека восстановляя в Себе Самом, Он невидимый сделался видимым, необъемлемый сделался объемлемым и чуждый страданиям — страждущим, и Слово стало человеком, и как в занебесном, духовном и невидимом мире начальствует Слово Божие, так и в видимом и телесном Оно имеет начальство и присвояя Себе первенство и поставляя Себя Самого Главою Церкви, все привлечет к Себе в надлежащее время».



Тропарь, глас 4-й



Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе! Перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда — звездам, как Богу, служившие — звездою научены были поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе! В начале тропаря указан догмат о единстве ипостаси во Христе после Его воплощения - Рождество Твое, Христе Боже наш. Одно из сильных языческих заблуждений – толкование событий по звездам (волхование) Господь обратил к прославлению пришедшего в мир Христа - звездам служащии, звездою учахуся. Восток – Христос, такое наименование Спасителя взято из Книги Захарии «Сице глаголет Господь Вседержитель: се Муж, Восток имя Ему, и под Ним восияет, и созиждет храм Господень, и приимет добродеяние, и сядет и обладает на престоле Своем» (6:12-13). Свет богопознания, пришедший в мир, озарил сердца всех людей – иудеев и язычников, наших предков, которые некогда покланялись материальным «светилам», но милостью Божией просветились Светом истины Солнца правды – Господа Иисуса Христа.



Кондак, глас 3-й



Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог. Перевод: Ныне Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному; Ангелы с пастырями славословят, мудрецы со звездою путешествуют: ибо для нас родился Младенец юный, предвечный Бог. Дева днесь Пресущественнаго раждает… – Святая Дева стала Матерью, оставаясь Девой и земля вертеп Неприступному приносит… – этими словами показывается, во-первых, бедноту человеческого приношения Богу, а во-вторых, что Спасителю приятны простые и смиренные помещения. Ангели с пастырьми славословят… – когда родился Христос явлись ангелы перед пастухами и прославляли Господа «Слава в вышних Богу. И на земли мир, в человецех благоволение». (Лк.2:14). Словами кондака праздника благовествуется радостная весть о неизреченном рождении Господа Бога, принявшего на себя человеческую природу и о том, как от померкшего мира и немощи оказывается слава Искупителю.



Величание



Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии. Перевод: Величаем Христа, Который ради нашего спасения воплотился от Пречистой Девы Марии.



Рождение Иисуса >